Кафедра педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики и методики начального образования (ПМНО) создана в 1984 году. В разные годы ее возглавляли:

  • Молева Александра Федоровна, канд. пед. наук, доцент (1984 – 2008);
  • Елькина Ольга Юрьевна, д-р пед. наук, доцент (2008 – 2013);
  • Гордеева Олеся Владимировна, канд. пед. наук (2013 – 2015);
  • Елькина Ольга Юрьевна, д-р пед. наук, профессор (2015 по н.в.).

         Кадровый состав кафедры: 85,7% – кандидаты и доктора наук, 14,3% – молодые преподаватели в возрасте до 35 лет, 10,2% составляют представители работодателей.

Кафедра ПМНО готовит учителей начального общего образования с 1984 года, учителей музыки с 1998 года, педагогов-организаторов детского общественного движения с 2018 года.

В 2018 году впервые в истории НФИ КемГУ началась подготовка магистрантов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Преподавание педагогики и методик начального образования», позволяющий выпускникам магистратуры преподавать психолого-педагогические и методические дисциплины в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, руководить методической деятельностью учителей начального общего образования в образовательных организациях общего образования.

С 2014 года реализуются программы аспирантуры по направлению подготовки, соответствующему профилям научных специальностей: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки) по укрупненной группе 44.06.01 «Образование и педагогические науки».

Студенты, магистранты и аспиранты кафедры ПМНО получают основательную психолого-педагогическую и методическую подготовку, организаторские, коммуникативные умения.

На кафедре реализуется программа преуниверситетской подготовки школьников 10-11 классов «Педагогический класс». Осуществляется профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и методика начального образования».

С 2005 года кафедра проводит международные и всероссийские студенческие олимпиады по педагогике, педагогике начального образования. С 2017 года является базовой площадкой Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) по проведению Всероссийской олимпиады школьников по педагогике «Первый успех».

         Кафедра имеет научные связи с Отделением профессионального образования Российской академии образования, Институтом психологии и образования Казанского (Поволжского) федерального университета, ведущими педагогическими университета Российской Федерации, институтами повышения квалификации (Новокузнецк, Кемерово), образовательными организациями.

Научная деятельность кафедры связана с различными аспектами подготовки будущего учителя начального общего образования к инновационной деятельности. Кафедра ПМНО ежегодно проводит национальные научно-практические конференции по актуальным проблемам общего и высшего образования. Преподаватели кафедры руководят научно-исследовательской работой студентов, которые активно участвуют в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, проводимых в университетах России, становятся их победителями и призерами.

Внеурочная деятельность студентов кафедры осуществляется по направлениям: студенческое самоуправление, волонтерская деятельность, художественное творчество, спортивная работа. Студенты кафедры – многократные победители фестиваля непрофессионального творчества «Студенческая весна», областных конкурсов «Лучший студент года (номинации «Наука», «Самоуправление», «Творчество»), институтского конкурса «Лучшая студенческая группа» и других.

Направления и профили

Реализуемые профили подготовки бакалавров:

  • по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» – «Начальное образование»
  • по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки):
  • «Начальное образование и Иностранный язык»;
  • «Начальное образование и Информатика»;
  • «Начальное образование и Организация детского движения»;
  • «Начальное образование и Музыка».

Программа магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Преподавание педагогики и методик начального образования».

Программы аспирантуры 44.06.01 «Образование и педагогические науки» по направлению подготовки, соответствующему профилям научных специальностей: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

Проекты и лаборатории

Центр раннего развития, социализации и подготовке к школе «Точка роста» (Положение о Центре принято ученым советом НФИ КемГУ 29.06.17 г.).

Практика

Производственная практика ведется в организациях общего образования (школы, лицеи, гимназии), детских оздоровительных центрах, например, МБОУ ДОД «Сибирская сказка», ВДЦ «Орлёнок», «Океан», МДЦ «Артек», отделения Российского движения школьников региона и другие.

Трудоустройство

Кафедра системно ведет работу по трудоустройству выпускников по профилю подготовки в образовательных организациях общего и профессионального образования, сотрудничает с муниципальными органами управления образованием региона, осуществляет наставничество молодых учителей в течение первых трех лет трудовой деятельности. Содержание основной профессиональной образовательной программы ежегодно обновляется в связи с актуальными задачами подготовки педагога, мнением работодателей и обучающихся.

Большинство реализуемых программ – двухпрофильный бакалариат. Сочетание двух важных педагогических профессий в одной образовательной программе уникально, оно позволяет выпускникам быть более конкурентоспособными, работать не только педагогами начального общего образования, но и трудоустраиваться по второму профилю подготовки учителями музыки, иностранного языка, информатики, организаторами детского движения, заместителями директора по воспитательной работе и педагогами в системе дополнительного образования детей.

Профессия учителя начального общего образования всегда остается в тройке самых востребованных среди педагогических профессий в РФ.

Педагог-организатор, работающий с детским объединением, – профессия которой на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока научат только в НФИ КемГУ. Данная профессия становится актуальной после образования 29 октября 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации – Российское движение школьников (РДШ),.

Уровень заработной платы – от 15 тыс. рублей.