С 22 ноября по 12 декабря 2021 г. в КГПИ КемГУ кафедрой психологии и общей педагогики был проведен III Всероссийский с международным участием фестиваль психологии «К исторической памяти России. Диалог научных школ».
Историческая память является основой развития самосознания и сознания личности! Историческая память – это те исторически коллективно сложившиеся ценности, которые выступают ориентиром развития в будущем! Проблемы сохранения и развития исторической памяти явились основой дискурса и поиска стратегий дальнейшего развития индивидуальности человека!
Глубина и содержание фестиваля раскрывались в разнообразных мероприятиях, которые были проведены в течение 4-х недель. Открытие фестиваля начиналось с пленарного заседания, выступлений ведущих ученых психологов России: доктора психологических наук, профессора, руководителя Новосибирского отделения РПО – Натальи Яковлевны Большуновой. В ходе выступления обращалось внимание на роль сохранения исторической памяти человека в развитии самосознания. Человек, лишенный памяти, становится «манкуртом», который не знает своего прошлого, не выделяет себя и не видит будущего. В ходе пленарных выступлений обсуждался потенциал исторической памяти личности (Алонцева Александра Ивановна, заведующий кафедрой ПиОП, канд. психол. наук, доцент КГПИ КемГУ), раскрывалась взаимосвязь исторической памяти с самораскрытием способностей человека (Чернявская Валентина Станиславовна, зав. кафедрой философии и юридической психологии ВГУЭС, руководитель приморской ассоциации психологов, канд. психол. наук, д-р пед. наук, профессор, г.Владивосток), был представлен практический опыт образовательных учреждений: Сковронской Оксаной Геннадьевной (заведующий МБДОУ «Детский сад №185») и Полюшко Мариной Владимировной (директор МБНОУ «Лицей №111», г. Новокузнецк), обсуждались исторически сложившиеся в России практические технологии медиации диалога в разрешении конфликтных ситуаций (Устинова Ольга Анатольевна, канд. психол. наук, доцент кафедры ПиОП КГПИ КемГУ). Представления о реализации инновационной деятельности муниципальной системы образования, взаимодействия педагогов и психологов широко освещались в докладах ректора МАОУ ДПО ИПК, канд. пед. наук, Поздняковой Натальи Анатольевны (г. Новокузнецк); профессора, д-ра пед. наук – Касаткиной Натальи Эмильевны; д-ра биол. наук, профессора ФГБОУ ВО КемГУ Казина Эдуарда Михайловича (г. Кемерово).
В ходе фестиваля была проведена Всероссийская с международным научно-практическая конференция «Историческая память России: Человек и вызовы современного мира». Работа конференция включала различные направления: «Проблемное поле психологии» (Галина Юрьевна Лизунова, канд. филос. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»), «Психолого-педагогическое сопровождение личности на разных возрастных этапах в современных социокультурных условиях», «Гуманизация лицейского образования: человек и время», «Все начинается с детства», «Коммуникация в современном образовательном пространстве» и т. д. В ходе работы этих секций приняли участие более 50 человек (педагоги, психологи). Никого не оставила равнодушным работа в секции «От сердца к сердцу» (Волонтерское движение) – Ирина Викторовна Григоричева, канд. психол. наук, доцент института психологии и педагогики АлтГПУ, г. Барнаул. В работе конференции приняли участие дети младшего школьного («Диалоги о Главном») и школьного возраста (Профориентационное самоопределение школьников).
Работа фестиваля была представлена разными формами: консорциум «Со-бытийность» как диалог детской и взрослой субкультур» (МБ НОУ «Лицей №111»); мастер-классы: «Открой мир с куклой», «Наше наследие» (МБ ДОУ «Детский сад № 185», г. Новокузнецк); круглые столы (МБ НОУ «Лицей №111»): «Медиация мира и прощения в исторической памяти России», «Социокультурные особенности Китая», «Первые трудности профориентационного самоопределения в работе с детьми», «Памяти жертв политических репрессий посвящается…». В завершении фестиваля был проведен Всероссийский с международным участием конкурс научно-исследовательских работ и проектов (в работе конкурса принимало участие более 50 чел. из разных регионов России). Конкурс проводился в очной и дистанционной форме.
Фестиваль прошел насыщенно, плодотворно и завершился закрытием, в котором участвовали студенты 1 и 2 курсов специальности «Психология служебной деятельности». Ребята поставили сценку о сохранении исторической памяти и высказались о важности ее в развитии психологической науки и для каждого человека!
Мы получили добрые отзывы о мероприятии:
«Уважаемые коллеги! Замечательное мероприятие, масштабное придумали и проводите ВЫ! Спасибо, что Вы позволили нам участвовать в нем!»
«Искренне благодарю всех участников за Ваши высокие, профессиональные знания и богатейший опыт, особенное трудолюбие. Спасибо Вам за истинную преданность делу, за новый творческий подход и создание инновационных разработок! Желаю Вам постоянной удачи, больших дальнейших успехов в Вашей профессиональной деятельности».
«Хочу пожелать вам и сил, и ресурсов для реализации таких интересных и нужных проектов в дальнейшем!»
А наши студенты создали проекты по сохранению и развитию исторической памяти России (Елизавета Пашаева, 1 курс специальности «Психология служебной деятельности»).
Фестиваль наполнил нас новыми замыслами и стратегиями научно-практического решения в развитии личности!