Конференция «Социокультурные проблемы и практики современного детства» в КГПИ КемГУ

КГПИ КемГУ в сотрудничестве с другими ведущими научными и образовательными учреждениями: «Психологический институт Российской академии образования», «Московский городской педагогический   университет», «Новосибирский государственный педагогический университет», «Горно-Алтайский государственный университет», МБ НОУ «Лицей № 111», МБ ДОУ «Детский сад № 185» (г. Новокузнецк) 9-10 ноября провели Международную научно-практическую конференцию «Социокультурные проблемы и практики современного детства».

Цель конференции – обсуждение и анализ современного состояния проблем и практик детства, а также вовлечение студентов в мир научного исследования, актуализации интереса к практической психологии. 

Особым предметом обсуждения на конференции были вопросы, связанные с изучением кризиса детства как исторического и социокультурного явления. Представленные на конференции практики и мастер-классы показали возможности для практического ответа на поставленные вызовы современного детства. Конференция стала той площадкой, на которой произошло объединение ученых и практиков, психологов и педагогов из разных стран: России, Азербайджана, Узбекистана и др.

В ходе пленарной части конференции и выступлений ученых обсуждались вопросы: «Участность как основа общения детей и взрослых» (Наталья Яковлевна Большунова, д-р психол. наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии НГПУ, руководитель Новосибирского отделения РПО, г. Новосибирск); «Социокультурный диалог как «со-бытийность» отношений «Я и Другой» (Ольга Анатольевна Устинова, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и общей педагогики КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк); «Социокультурные векторы школьного образования» (Марина Владимировна Полюшко, директор МБ НОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк); «Некоторые актуальные проблемы социокультурного роста и профессиональной подготовки детей и подростков в современном Узбекистане» (Сатаров Александр Хашимович, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Наманганского педагогического университета, г. Наманган, Узбекистан); «Эмоциональное сопереживание и методы активного слушания в консультировании родителей» (Григоричева Ирина Викторовна, канд. психол. наук, доцент института психологии и педагогики АлтГПУ, г. Барнаул); «Профилактика и коррекция школьной дезадаптации материнской терапией» (Подосинов Владимир Николаевич, детский психолог Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями им. А. И. Бороздина, г. Новосибирск); «Социокультурные вызовы современного детства» (Оксана Геннадьевна Сковронская, заведующий МБ ДОУ «Детский сад № 185», г. Новокузнецк) и др.

На конференции были представлены следующие секции и круглые столы: 
    • Профессиональное становление современного педагога на этапе его личностного развития.
    • Проблемы управления в системе образования. 
    • Социокультурные проблемы детской, молодежной субкультур.
    • Профессиональное самоопределение старшеклассников. 
    • Волонтерское движение в современном мире. 
    • Социокультурное и духовно-нравственное развитие индивидуальности и субъектности на разных возрастных этапах. 
    •  «Со-бытийность» отношений детской и взрослой субкультур.
    • Социокультурный диалог в медиации детского конфликта. 
    • Речевое развитие детей младшего школьного возраста.
    • Социокультурное и профессиональное самоопределение младших школьников. 
    • Наставник – молодой специалист. 
    • Социокультурные проблемы развития детей дошкольного возраста.
    • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Особенностью конференции является презентация практик и мастер-классов, открывающих реальные апробированные социокультурные стратегии разрешения кризиса современного детства: «Из опыта реализации проектов: «Открой мир с куклой», «Моя семья», «В гостях у бабушки Агафьи», «Наше наследие». Проведены мастер-классы «Пластилиновая сказка» (Лизунова Галина Юрьевна, канд. филос. наук, Горно-Алтайский университет), «Stop-motion – анимация в работе с дошкольниками» (Лизунова Таисия Станиславовна, студентка группы 1132 психолого-педагогического факультета Горно-Алтайского университета, г. Горно-Алтайск).

На конференции был впервые представлен опыт практического решения нарушений развития посредством социокультурных возможностей музыки. Детский психолог Владимир Николаевич Подосинов провел семинар-практикум по данной проблеме.

Активное участие в работе конференции приняли ученики 5 – 11-х классов по следующим направлениям: «Детская медиация», «Профессиональное самоопределение как средство преодоления кризиса личности современных подростков», «Патриотическое воспитание подрастающего поколения», «Глазами детей социокультурные проблемы современного детства», «Роль инженерных классов в профессиональном самоопределении подростков», «Россия и мир».

Работа конференции проходила в доброжелательной и дружественной атмосфере.

Устинова Ольга Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и общей педагогики КГПИ КемГУ