Поздравляем с 85-летним юбилеем Тамару Ивановну Шалавину, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Сибирского отделения академии наук высшей школы.
Тамара Ивановна Шалавина родилась 7 июля 1937 года в г. Новокузнецке.
В 1959 году закончила Сибирскую сельскохозяйственную академию (г. Омск), в 1967 году – Новокузнецкий государственный педагогический институт по специальности «Физика» и начала работать на кафедре физики сначала лаборантом, затем ассистентом, старшим преподавателем. В 1985 году окончила годичную аспирантуру при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина и защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В 1988 году присвоено ученое звание доцента. В 1995 году в Институте общего среднего образования Российской академии образования защитила докторскую диссертацию. Она стала одним из первых докторов педагогических наук в Кузбассе.
В 1996 году на кафедре педагогики и психологии начального образования Тамара Ивановна разработала программу новой специализации «Педагог-исследователь». В марте 1999 года ей присвоено ученое звание профессора. Когда в 2000 году из состава кафедры педагогики и психологии начального образования была выделена новая кафедра развития личности, Тамара Ивановна стала ее руководителем.
Тамара Ивановна являлась руководителем научной школы по направлению «Профессиональное самоопределение и становление специалиста в системе непрерывного образования», которая разрабатывала проблемы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи.
Участвовала в работе курсов повышения исследовательской компетенции педагогов Кузбасса. Ею был разработан и внедрен в практику научный семинар «Эврика» для учителей и руководителей школ г. Новокузнецка по проблеме «Научно-исследовательская деятельность образовательного учреждения».
Большой вклад был внесен Т.И. Шалавиной в развитие российской педагогической науки. Она являлась членом диссертационного Совета Кемеровского государственного университета по защите докторских диссертаций, работала в составе диссертационного совета КузГПА. Долгие годы руководила подготовкой аспирантов и соискателей по специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования». Под ее руководством защищены 29 кандидатских и 1 докторская диссертация.
Тамара Ивановна целенаправленно занималась подготовкой студентов к научно-исследовательской работе, проводила занятия на высоком теоретическом и научном уровне.
Являясь научным консультантом коллектива детского дома-школы «Дом детства №95» г. Новокузнецка, ставшего Федеральной экспериментальной площадкой по теме «Формирование жизненного и профессионального самоопределения воспитанников дома детства». Ею разработана концепция и методические основы профориентации и профессиональной подготовки детей-сирот, концепция ранней психодиагностики детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков; концепция физического и эстетического воспитания детей как средство развития детей и социальной адаптации. В учреждении реализована ее система методической работы по ранней профессиональной подготовке детей-сирот, их физическому и эстетическому воспитанию и поиску путей оптимизации этих процессов.
Т.И. Шалавина является автором 4-х монографий. Ею опубликовано около 200 научных работ по проблемам жизненного и профессионального самоопределения молодежи, подготовки будущего учителя к его руководству и подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности. Является одним из авторов федерального учебного пособия для учащихся 8 (9) классов, изданного в издательстве «Просвещение».
Среди многочисленных наград Тамары Ивановны Шалавиной – нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Она является победителем областного конкурса «Ученые Кузбасса – школе» (2002). В феврале 2008 года Тамаре Ивановне присвоили звание «Почетный профессор Кузбасса».
С 2018 года Т. И. Шалавина на заслуженном отдыхе.
Тамара Ивановна отличается душевной щедростью, оптимизмом, огромной верой в человека, его возможности.
Быть ученым – это значит быть терпеливым, вдумчивым человеком, обладающим невероятным запасом знаний, эрудиции, терпения, умением анализировать и сопоставлять. Быть ученым – это значит не принадлежать себе, ведь наука требует колоссальных затрат времени и сил!
Уважаемая Тамара Ивановна! Примите самые искренние поздравления и выражение глубокой признательности за Ваш бесценный вклад в развитие педагогической науки! Подготовленные Вами ученые успешно трудятся на благо образования России!
Искренне желаем Вам здоровья, бодрости, позитивного настроя! Счастья, добра и благополучия Вам и Вашим близким!