В КГПИ КемГУ осуществляется разработка и внедрение общих для всех программ педагогической направленности положений к организации и проведению всех видов практик. Данная работа проводится с учетом методических рекомендаций по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»), утвержденных в 2021 г. Министерством просвещения Российской Федерации.
В нашем институте установлена обязательная для всех направлений педагогического образования профессиональная компетенция, связанная с готовностью к воспитательной деятельности в образовательной организации. На формирование этой компетенции ориентирован модуль «Воспитательная деятельность», включающий дисциплины: «Методика воспитательной работы и классное руководство», «Организация культурно-досуговой деятельности школьников» и педагогическую практику «Воспитательная работа. Классное руководство».
Введение этого модуля неслучайно. С одной стороны, с 2020 года воспитательная деятельность стала неотъемлемой частью основных образовательных программ, с другой стороны, в ходе встреч с практическими работниками выявлены профессиональные затруднения студентов-практикантов и молодых специалистов в решении задач воспитания обучающихся (планирование воспитательной деятельности, работа с родителями / законными представителями).
В марте-апреле 2023 года на практику «Воспитательная работа. Классное руководство» в образовательные учреждения Кузбасса вышло более 300 студентов. Программа практики была составлена таким образом, чтобы студенты смогли проанализировать организацию воспитательной деятельности в образовательной организации в соответствии с рабочей программой воспитания, познакомиться с планом воспитательной работы классного руководителя, составить педагогическую характеристику класса, выявить имеющиеся межличностные проблемы в детском коллективе, подобрать и апробировать педагогически обоснованные формы воспитания для коррекции имеющихся проблем. Будущие педагоги получили представления об индивидуальной работе с обучающимся, провели личностно-ориентированный классный час, а также попробовали себя в роли организаторов общешкольных мероприятий.
Вот некоторые отзывы студентов о прохождении данной практики, представленные в отчетах.
Екатерина М.: «Эта практика открыла мне новую сторону жизни педагога. Раньше я думала, что основная ответственность учителя лежит на передаче детям знаний по определенному предмету. Но, как оказалось, классные руководители делают гораздо больше, ведь они создают с учениками особую эмоциональную связь, вникают в мысли, поступки, привычки каждого из своих подопечных. Они прививают определенные нормы морали, стараются сделать каждого лучшей версией себя…».
Александр Д.: «В целом опыт практики показал мне, что воспитательная работа – это сложный и ответственный процесс, в который нужно вкладывать много усилий. Но работа с детьми приносит массу позитивных эмоций и дает огромное удовлетворение от профессиональной деятельности. Я уверен, что полученные знания и практические навыки дадут мне возможность стать более опытным и эффективным классным руководителем».
Наталья Б.: «…было много позитивных моментов, во-первых, это другая энергия; проводя классные часы, занимаясь с детьми творчеством, играя в игры, я сама получила позитивные эмоции, увлечение педагогическим процессом».
Данная практика является еще одной важной стороной профессиональной подготовки современного педагога, а полученные в ее ходе компетенции позволят студентам более эффективно подготовиться к самостоятельной работе в образовательной организации.