Самые успешные кейсы, масштабные планы, курс на развитие и возможности всех студентов КГПИ КемГУ — об этом и многом другом нам рассказала Елькина Ольга Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе и развитию педагогического образования, доктор педагогических наук.
— Ольга Юрьевна, Ваша должность предполагает 2 направления деятельности: развитие педагогического образования и воспитательную работу со студентами. Какие проекты и в том, и в другом направлениях, созданные за 4 года, Вы считаете наиболее успешными?
Действительно, каждый год в жизни нашего института наполнен значимыми событиями. Обозначу только самые значимые.
По направлению работы «Развитие педагогического образования». Замечу, что само слово «развитие» означает процесс перехода из одного состояния в другое, переход от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему, более совершенному. Поэтому важно определить вектор развития.
В 2018 году, как Вы помните, произошло укрупнение факультетов: было 10, а стало 5. В основе этого процесса была идея о том, чтобы каждый новый факультет состоял из студентов и педагогических, и «непедагогических» профилей подготовки. У этой идеи были как сторонники, так и противники. Время рассудило всех. Мы убедились, что внутренняя интеграция состоялась.
2018 год стал важной вехой в развитии педагогического образования. Институт получил лицензию на программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование», а у выпускников бакалавриата появилась возможность, не выходя из стен вуза, поступить на второй уровень педагогического образования.
2019 год – год 80-летия высшего педагогического образования Кузбасса. В этот год реализован проект «80 значимых фигур в истории педагогического образования Новокузнецка». Факультеты провели масштабную поисковую работу, результатом которой стала собранная уникальная информация. Она представлена на нашем сайте, это позволило вписать в нашу историю имена ученых и преподавателей, внесших вклад в развитие первого неиндустриального института Кузбасса. Это не только дань уважения нашим предшественникам, это возможность для дальнейшего нашего общего развития. Ведь, как говорил Исаак Ньютон: «Если я видел дальше других, то потому что стоял на плечах гигантов». В этот же год было принято решение: считать годом основания нашего вуза 1939 год.
В 2019 году продолжилось наше развитие в направлении расширения спектра программ магистратуры: получена лицензия на направление «Специальное (дефектологическое) образование» (в Кузбассе магистратура по этому направлению есть только у нас в институте).
В 2020 году мы прошли аккредитацию с программой магистратуры по педагогическому образованию, что позволило институту претендовать на бюджетные места магистратуры в приемную кампанию 2021 года.
В 2020 году возобновился проект, который успешно реализовывался в 90-е в нашем институте. Речь идет о непрерывном педагогическом образовании в системе «педагогический колледж – пединститут». Выпускники педагогических колледжей теперь имеют возможность получать образование в сокращенные сроки по заочной форме обучения (вместо 4,5 лет за 2,5 года).
2021 год стал важным для развития всего нашего института и педагогического образования. Успешное прохождение процедуры государственной аккредитации, в том числе программ педагогической аспирантуры. Таким образом, в нашем вузе можно получить все уровни высшего образования, пройдя последовательно три его этапа «бакалавриат – магистратура – аспирантура». По окончании аспирантуры – защитить свой научный труд в диссертационном совете КемГУ. Впервые состоялся набор на бюджетные места на очную и заочную педагогическую магистратуру, открыта группа в аспирантуре.
По направлению «Воспитательная работа».
В 2018 году в связи с объединением факультетов решена задача создания новых студенческих советов пяти факультетов и студенческих коллективов. Не везде этот процесс прошел быстро и безболезненно, но ведь противоречия являются движущей силой развития.
В 2019 году (в ожидании проведения в Кузбассе, точнее в Новокузнецке, в следующем году Всероссийского чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills) реализован проект подготовки отряда волонтёров. В рамках проекта проведен «обучающий интенсив» по волонтерской деятельности. Важность этой работы мы оценили позднее, в 2020 году, но, к сожалению, не в работе на чемпионате (он прошел дистанционно), а в помощи жителям города, находящимся на самоизоляции.
В 2020 году Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания. Президент предложил сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. В институте началась разработка программ воспитания по направлениям подготовки.
В 2020 году в период ограничений, связанных с пандемией, стала актуальной задача сохранения устойчивости и стабильности нашей воспитательной системы. Воспитательная работа перешла в режим онлайн, мы освоили дистанционные формы проведения многих традиционных событий института.
То, что нам удалось эту систему не только уберечь, но и развить, мы убедились в 2021 году: гала-концерт «Студенческая весна – 2021» нашего института получил 3-е место в номинации «Концертная программа» на областном уровне (впервые в этом десятилетии!)
—Что ожидать в педагогической сфере нашему вузу в ближайшее время?
Ожидать надо РАЗВИТИЯ педагогического образования: получение новых лицензий на ведение образовательной деятельности; проектирование и реализация новых моделей образовательных программ; пополнение портфеля программ востребованными профилями подготовки; новых форм практической подготовки студентов – словом, всего, что делает и будет делать нас сильнее и мудрее!
Давайте об этом предметно поговорим в следующем интервью!
— Какие новые возможности и проекты появятся у студентов КГПИ?
У нас уникальные студенты, активные и инициативные. Думать о новых возможностях и новых проектах мы будем вместе. Любой проект интересен и несет значимый смысл, если он не привнесен извне, навязан, а рожден в нашем сообществе, является событием всего нашего коллектива и несет заряд для личностного развития каждого его участника.
Единственное, что хочется подсказать нашим активистам: «Давайте, создавая проекты, оформлять их в грантовые заявки». И успех не заставит себя долго ждать. Как говорил писатель Пауло Коэльо: «Когда вы чего-то хотите, вся вселенная объединяет усилия, чтобы помочь вам этого достичь» (произведение «Алхимик»).
Завершить свое интервью хочу словами Николая Рериха: «Устремите ум на радость творчества!» Это мой и жизненный девиз, и профессиональное кредо.
Мы благодарим Ольгу Юрьевну за найденное для ответов на наши вопросы время и желаем ей успехов в реализации поставленных задач.